Александр Попов: «Настоящие архитекторы, как слоны: они растут всю жизнь»
Несмотря на то, что для становления архитектора как специалиста, требуются годы, ощущать себя профессионалом должен учиться каждый студент. Отношение к себе «на вырост» повышает планку личностного развития и образования. Помимо этого, как считает Александр Попов, учредитель и руководитель компании ARCHIMATIKA, немаловажным условием профессионального становления подрастающих архитекторов являются студенческие конкурсы, где можно и себя проявить, и у других поучиться.
Расскажите, почему Вы решили стать архитектором?
Все детство рисовал, а потом строил замки из песка, кубиков и других подручных материалов, ну, и сам не заметил, как это переросло в осознанный профессиональный выбор. Я вырос в семье архитекторов. Мои родители, Ольга и Вадим Поповы, часто разрабатывали и обсуждали свои проекты дома, я слушал и невольно учился думать и рассуждать как архитектор. Однажды, помню, мне было лет пять, даже взялся помогать, причем не спросив разрешения. Мама сказала за ужином, что завтра показывать проект на градостроительном совете, а она никак не определится с подачей моря, на фоне которого размещался объект. Ну и я, не говоря ни слова, пошел в комнату, в которой стоял планшет с почти законченной перспективой проекта, взял свой любимый красный фломастер и нарисовал на нем море с большими волнами и корабликом.
Когда в старших классах школы пришло время выбирать профессию, кроме рисования я успел перепробовать все возможные увлечения: шахматы, музыку, театральное искусство и многое другое. Но когда всерьез задумался, чем смогу заниматься всю жизнь (и так чтобы не надоело), понял, что это только архитектура.
Где Вы учились?
Я закончил Киевский инженерно-строительный институт, в котором учились и мои родители.
Не обошлось и без того, что некоторые преподаватели сравнивали мои успехи с успехами родителей, и когда сравнение оказывалось не в мою пользу – приходилось переделывать курсовые и доказывать, что я не хуже!
Я очень признателен Виктору Чепелику, преподававшему историю архитектуры двум поколениям Поповых. Его мировоззрение и глубокое понимание взаимосвязей архитектуры с самыми разными сферами человеческой жизни, а также требовательность по отношению к студентам, во многом определили профессиональные ценности, с которыми я вышел из университета.
Отмечу, что я был не самым легким студентом, так как постоянно спорил с преподавателями. Мне казалось, что я уже что-то знаю, поэтому я рьяно отстаивал свои идеи. Для меня было поистине спасительным терпение взрослых по отношению к молодым, которое проявляли преподаватели кафедры архитектурной квалиметрии, в частности, Анна Яблонская и Валерий Товбич. Атмосфера на кафедре была замечательная: преподаватели давали нам информацию к размышлению, а мы сами делали выводы, учились и расли, тратя энергию на борьбу с собственным несовершенством, а не с несовершенством системы как бывает, когда преподаватели пытаются навязать студентам единственно правильный путь к профессионализму.
Сегодня, имея свой бизнес, я понимаю, что те методы и принципы, которые практиковались на кафедре архитектурной квалиметрии (мой партнер Дмитрий Васильев также выпускник этой кафедры), позволили ARCHIMATIKA состояться как успешной компании.
Много ли конкурсов было в Вашем студенчестве?
Я учился в 90-е годы и тогда студенческих конкурсов было очень мало. Я принимал участие в нескольких из них, один из которых, хочу отметить как особенно важный в моем опыте. Это был международный творческий конкурс, в котором нужно было создать концепцию нового жилья на 1000 человек в сложившейся исторической среде. Несмотря на то, что наша команда не одержала победу, (мы разрабатывали проект вместе с моим сокурсником Владимиром Гнатиенко, с которым сейчас также работаем в ARCHIMATIKA) главным выигрышем было то, что мы имели возможность сравнить свой проект с другими. Проекты других участников позволили нам увидеть спектр вариантов, отвечающих поставленному заданию. Ведь, главный итог участия в конкурсах, и не только студенческих,– взаимное обогащение идеями.
Насколько Steel Freedom отличается от конкурсов, проводимых во времена Вашего студенчества?
На мой взгляд, сегодня Steel Freedom – один из лучших студенческих конкурсов, причем не только в Украине. Остановлюсь на нескольких его достоинствах. Во-первых, он имеет конкретику в постановке задачи, во-вторых – понятную систему оценки. Эти два параметра, в свою очередь, располагают к появлению интересных работ и творческих находок. И, в-третьих, сам конкурс отлично организован.
К тому же в процессе поиска идей задано конкретное направление – сталь. Этот материал позволяет продемонстрировать широчайшие возможности в архитектуре, начиная от выразительности форм и заканчивая организацией пространства.
Почему Вы пригласили на работу двух участников Steel Freedom?
Это не было осознанным и целенаправленным поощрением в рамках конкурса Steel Freedom, а скорее, логическим продолжением общения с конкурсантами. Уже после оценки работ мы познакомились с ребятами лично, обсуждали их работы и оказалось, что у ребят есть качества, которые ценятся в нашей компании, а ARCHIMATIKA интересна для них, как площадка для реализации идей.
О каких качествах идет речь?
Это творческий подход, умение генерировать идеи и различные объемные и пространственные решения. А также навыки в применении инструментов цифровых технологий.
Как считаете, сколько времени требуется для того, чтобы вырастить из студента хорошего специалиста?
Если говорить о себе, то я был уверен, что являюсь профессионалом с момента поступления в институт. Это, конечно же, субъективная оценка, но я уверен, что к себе нужно относиться именно так. Ведь, если студент уже считает себя профессионалом, то он автоматически повышает планку требований к своим работам. К примеру, начиная новый студенческий проект и обнаружив недостатки в знаниях и умениях, которые необходимы для его выполнения, начинает рыться в литературе и нормативах, чтобы разобраться, а не пассивно ждать «приема» у преподавателя, который «все расскажет и покажет».
Настоящим архитектором, решения которого способны изменить жизнь людей к лучшему, может стать только по-настоящему взрослый человек, умеющий отвечать не только за себя, но и за других. И тут нет какого-то одинакового для всех срока – кто-то взрослеет в 25 лет, а кто-то остается наивным ребенком и в 50.
Настоящие архитекторы, как слоны: они растут всю жизнь.
Реализованные проекты Вашей компании очень креативные и яркие, скажите, откуда черпаете вдохновение?
Мне кажется, работа архитектора – это шанс сделать окружающую человека объективную и субъективную реальность лучше. Когда ощущаешь эту возможность и начинаешь понимать, что действительно может получиться, включается какой-то «энергетический реактор» и появляются силы и вдохновение. Также мы всегда проектируем для себя – мы являемся первыми виртуальными потребителями наших проектов, когда их создаем, выстраиваем модели и буквально живем в них. Если проект нам неинтересен, мы его просто не берем.
Вы отказываетесь от проектов?
Да, потому что архитектор, который делает неинтересный ему проект, тратит не только свою жизнь напрасно, но и в значительной степени жизнь будущих обитателей своего «дворца тоски» (как, к примеру, вышло с целыми поколениями жителей тоскливых типовых «спальников»).
Но это совсем не значит, что мы перебираем проекты, выбирая только самые интересные – мы боремся за то, чтобы каждый проект сделать интересным. Сначала, мы оцениваем площадку и техническое задание, формируем наше видение, что и как можно реализовать. Дальше, мы пытаемся показать клиенту свое виденье и доказать, «что такая игра стоит свеч». Большинство заказчиков мы убеждаем, но бывает и так, что нас слушают, а потом просят все равно сделать «дешево, сердито и много». В таких случаях мы вынуждены отказываться от работы.
Где и как заряжаете «батарейку»?
Здесь общего рецепта для всей компании, конечно, нет. Лично я – в семье. И, опять же, когда мой сын ходит в школу, которую мы проектировали – это очень мощный «фидбек».
Он гордится этим фактом?
Конечно. Более того, он строгий критик, у которого уже есть собственное представление, как бы он запроектировал здание своей школы.
Раскройте секреты успеха ARCHIMATIKA. Как и чем удается заманивать клиентов в кризис?
Мне в данном контексте не нравится слово «заманивать» – это предполагает некую хитрость, позволяющую продать то, что клиенту не особенно нужно. Однако, наше отношение к работе и клиентам – максимально открытое и бесхитростное. Мы просто очень стараемся делать интересную и полезную архитектуру, привлекательную и нужную как для наших клиентов, для которых строительство – это бизнес, так и для клиентов наших клиентов – конечных обитателей, строящихся по нашим проектам зданий.
Как-то, один из заказчиков, придя к нам в разгар, увы, очередного для нашей страны кризиса, ожидая, что в кризис он сможет купить нашу работу за бесценок, был очень разочарован. Он думал, что из-за низкого спроса на рынке, мы согласимся на демпинговый дисконт. Однако, несмотря на кризис, у компании было много заказов.
Секрет в том, что нам удалось сформировать команду, системно настроенную на создание инновационного продукта, – «если проект начинает строиться, значит, пока мы проектировали, его концепция уже успела устареть и пора следующий проект делать по-другому, по-новому и, конечно, лучше!». В свою очередь, выход из кризиса – это всегда результат реализации нового инновационного решения. В кризисный период даже самые консервативные застройщики начинают задумываться о том, что «стоит попробовать делать как-то иначе, раз построенное по откатанному шаблону в новых реалиях никому не нужно?», и многие из них становятся нашими клиентами. Не зря мудрые древние китайцы обозначили «кризис» и «новые возможности» одним иероглифом.
Какой проект Вы считаете лучшим в своей работе архитектора и почему?
Надеюсь, конечно, что свой лучший проект я еще не запроектировал.
Но если из реализованных на сегодняшний день, в работе над которыми я имел честь поучаствовать, – это новый жилой район Комфорт-Таун, в составе которого, в частности, и начальная школа «Академия современного образования», в которой и учится мой сын Михаил. Реализованный проект для меня — это не только «печать в акте приемки-сдачи» и фактическое завершение строительства. Это обжитый людьми объект, причем обжитый в соответствии с заложенным архитектурой сценарием. Именно это нам удалось реализовать в Комфорт-Тауне: мы смогли показать, какой должна быть новая городская среда обитания человека. Комфорт-Таун работает не как один локальный объект архитектуры, а как социальное пространство, где сформировался свой микроклимат, правила и порядки, которые лучше и цивилизованней, чем в соседних жилых микрорайонах. Благодаря нашей работе, территория умершего завода превратилась в комфортную среду проживания людей – и это, несомненно, дает позитивный заряд и вдохновение.
В портфолио компании больше жилой недвижимости, почему?
Большинство наших проектов на территории Украины, а в нашей стране последние 25 лет в основном строят жилье, что не очень правильно, потому что человеку нужны здания, предназначенные для всех функций –для жилья, работы, отдыха, образования и т.д., но мы не представляем каким образом эту ситуацию глобально можно изменить, и относимся к этой тенденции философски, – как к природному явлению. Однако, мы находим в жилой недвижимости максимум интересного и креативного, пытаясь проектировать системно-инновационно. К примеру, сейчас мы разработали и продолжаем дальше совершенствовать собственную линейку квартир под брендом PRO-квартиры.
Почему PRO?
Горожанин живет в искусственной среде, сформированной не природой и «божьим замыслом», а разнопрофильными специалистами: коммунальными службами, архитекторами, строителями, садовниками и т.д. Квартира, как и жилье в целом, – это часть городской среды обитания человека и ее качество формируется по тем же принципам: хорошую квартиру от плохой отличает профессионализм ее создателей (от этого и название PRO).
Наш принцип – люди покупают не квадратные метры, а комфорт.
Суть концепции PRO в том, что каждый квадратный метр должен отрабатывать свою стоимость, создавая комфорт.
Нужно понимать, что разные стили жизни диктуют разные функциональные программы. Поэтому мы являемся жесткими критиками традиционных квартир со стандартными однотипными планировками, ведь 90% предложений на рынке жилой недвижимости сложились благодаря инерции и бездумному отношению архитекторов к своей работе. Почему строят жилье с устаревшими, бестолковыми планировками квартир? – Потому что большинство потребителей это покупают. Почему покупают? – Потому что других предложений нет. Получается замкнутый круг и наша цель – вырваться из него, предложив покупателю нестандартные решения.
Легко ли найти заказчика на такие нестандартные квартиры?
Со временем становится все легче, поскольку появляется все больше успешных примеров. Рынок очень хорошо реагирует на жилье с продуманной рациональной планировкой квартир. Скажу больше, нынешний спрос на них опережает предложение. У нас сегодня больше заявок на подобные проекты, чем мы в состоянии выполнить.
То есть, Вам требуется расширение?
Мы постоянно расширяемся. Если в 2014 г. в штате работало 70 человек, то сегодня – 135.
В каком сегменте недвижимости архитектор может наиболее заметно проявить свое творческое виденье?
В любом. Для творческого проявления нет ограничений по сегментам недвижимости.
Конечно, очень легко проявить себя в высокобюджетном проекте статусного здания. Но даже такой сегмент как низкобюджетное жилье может стать полем для реализации творческого видения архитектора. Яркий пример тому – работы архитектора Алехандро Аравена, который фактически решил жилищный вопрос для самых бедных слоев населения в Чили. Суть его идеи в том, что когда у человека нет средства приобрести дом, архитектор построит полдома и даст возможность на свободном участке его достроить. Так появляются целые поселки из наполовину построенных домов для малоимущих.
Если вывести формулу, то получится так: архитектор может ярче всего реализоваться там, где его коллеги долгое время ничего не делали.
Наша компания, кстати, одной из первых в СНГ, начала «нести архитектуру в массовое жилье».
Наблюдается ли дефицит кадров в вашей профессии?
Сегодня у ARCHIMATIKA очень высокие требования к работе наших сотрудников и нам очень тяжело найти готового специалиста, который уже где-то состоялся бы и пришел к нам работать. Нам приходится заниматься подготовкой кадров и это касается всех специальностей, которые участвуют в процессе разработки проекта – инженеры, конструкторы, креативные архитекторы и архитекторы рабочей документации.
Именно по этой причине я горячо поддерживаю инициативу студенческого конкурса Steel Freedom. Это один из путей к улучшению подготовки кадров.
Как выглядит современная украинская архитектура на мировом фоне?
Украина только «зажигается» на мировой арене и пока на небосклоне современной архитектуры она горит очень тускло. Если, к примеру, посмотреть на ночной вид планеты из космоса, то сразу видно по мощности электрического свечения городов, где развитая цивилизация. Примерно такая же география по яркости архитектуры.
Но ситуация постепенно меняется, Украина глобализируется, становясь частью общего пространства архитектурных идей и реализаций.